понедельник, 5 мая 2014 г.

Красный свет - прохода нет

Еще в детстве мой папа, будучи учителем ОБЖ, не довольствуясь только уроками говорил нам: "Улицу нужно переходить ТОЛЬКО на зеленый свет!" - а что более всего мне запомнилось и казалось совершенно ненужным: "При переходе дороги сначала посмотри налево, потом дойди до середины, остановись, посмотри направо, если все нормально, продолжай движение!"


Я всегда думала, что мне это совершенно без надобности. Мы жили в деревне, школа стояла через дорогу. Машины ездили редко. Но, руководствуясь уважением к старшим, а также родительским авторитетом, молча внимала. В итоге, переехав учиться в город, со временем я поняла, что, переходя дорогу, инстинктивно смотрю сначала налево, потом на середине дороги - направо.

Я все это к чему говорю? К тому, что сейчас дорожная ситуация ухудшилась очень сильно. 20 лет назад - машина была роскошью.Сегодня некоторые спокойно покупают себе машины на каждого члена семьи, потому что так удобнее. И это сказывается на количестве машин на дороге.

Живу я в Петербурге. Здесь оживленное движение даже во дворах:-( Поэтому о ребенке приходится заботиться с младых ногтей. Я имею ввиду, что о дорожной безопасности я решила рассказывать  своим детям с самого раннего возраста. Так, чтобы у них все было на подкорке записано.

На деле вышло следующим образом. Где-то ближе к полутора годам мы стали гулять ножками на расстояния, требующие перехода через дорогу. Конечно, это делалось за руку. И каждый переход сопровождался объяснением о том, что, во-первых, дорогу переходим только по зебре и ОБЯЗАТЕЛЬНО смотрим сначала налево, потом на середине дороги - направо.

При приближении к светофору - та же история. Только там все сопровождалось словами о том, что идем только на зеленый свет, на красный - стоим. Понятное дело, что поначалу светофорные истории воспринимались не очень хорошо, потому что с цветами, в принципе, не все было понятно.

И вот наступила-таки важный момент в нашей с Алисой жизни, где мы расставили точки на "i", говоря о светофорах.

Как-то мы копались с ней песочнице. Я в очередной раз спрашивала ее о принадлежности вещи цвету. В очередной раз для себя убедилась, что Алиса все цвета знает. И вдруг решила проверить кое-что еще.

"Алиса, - говорю я ей, - а на какой свет можно дорогу переходить, а на какой нельзя?" В ответ - молчание. Тогда я задаю вопрос по-другому: "Алиса, как ты думаешь, если у светофора горит красный свет, можно переходить дорогу?" - "Можно!" Не спорю и отвечаю: "Хорошо! Тогда давай посмотрим, как наш человечек пойдет на работу." Человечек - это два двигающихся пальца, указательный и средний. "Проснулся наш человечек утром. Надо ему бежать скорее на работу. Вышел на улицу. Горит красный свет светофора. Он побежал через дорогу, и тут, БА-БАХ, сбила его машина! (Машина - это другая рука) Потому что когда горит красный свет, пешеходы обычно стоят. Приехала скорая помощь. Иу-иу! Забрала человечка в больницу. Сделала ему перевязку и отправила домой. Стоит он на дороге. Смотрит на светофор. Горит красный свет. Можно ему дорогу переходить?" Но Алиса непреклонна и отвечает: "Можно!" Тогда в человечка снова врезается машина, человечку больно и снова приезжает за ним скорая помощь". И так повторяется несколько раз, пока, наконец, Алиса не говорит, что на красный свет дорогу переходить нельзя. 

Для закрепления повторяю игру еще пару раз, чередуя зеленый свет с красным. Приятно, что в результате ребенок все-таки научился различать запрещающий и разрешающий сигналы светофора. Теперь она и сама может сказать, что идти в данный момент нельзя. Однако я все равно держу руку на пульсе.

8 комментариев:

  1. Марина, согласна с вами, очень важная тема! Примерно с года и 4-х месяцев гуляем с дочей без коляски. Когда по дорожке (живем мы в поселке) ехала машина, я всегда отходила вместе с ней в сторону и при этом проговаривала: "Едет машина, надо уйти на обочину" Пару месяцев назад заметила, что теперь она вперед меня увидев машину молниеносно убегает на обочину. До светофора еще не дошли, не так часто в город выбираемся, но учить ПДД надо все равно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо за комментарий!
      Да, в поселке с этим чуть проще, потому что там машин меньше (хотя поселки разные бывают), и ПДД воспринимается ребенком как ненужное занудство (по себе помню). Но все равно это очень нужно. А уж про большие города я вообще молчу.

      Удалить
  2. Ой, Мариночка, у нашего Эьенна вообще никакого страха нет ни перед дорогой, ни перед машинами, а живем мы прямо рядом с проезжей частью (avenue de la Gare) и, когда выходим за калитку, то он может буквально выбежать на дорогу, если его не придерживать за руку...благо в уикендах и по понедельникам (выходной у французов), автомобилей на этой дороге практически не видать...Светофоры мы, кстати, очень любим, особенно пищащие (для слепых людей) и те, которые находятся в зоне досягаемости пальчиков. :) Восхитилась с каким терпением ты рассказывала дочке про "красный свет". Правда недавно у нас произошел небольшой прогресс: если сын быстро шагает или даже бежит впереди меня, а я за ним плетусь с коляской, заваленной авоськами с продуктами, то когда он почти доходит то "зебры" на проезжей части, я кречу ему вслед: Stop! Attendez-moi! И он останавливается как вкопанный, поворачивает голову ко мне и дожидается меня )) Вот я расписалась )) Ну, понятное дело: безопасность наших детей - это святое дело! С возвращением тебя в ряды блогомам ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля! И за комментарий, и за приветствие!
      Мальчики, может, вообще более бесстрашные и активные. Или, может, моя Алиса еще не доросла до такого. Я когда на своего племянника гляжу, как он стремительно несется к дороге, самой страшно, но сестра уверяет, что он все знает и остановится. Он, и правда, останавливается. Но, конечно, этому предшествовало долгое регулярно рассказывание. Вот у кого настоящее терпение! Мне до нее далеко...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Марина=)
    Согласна с вами - лучше с младенчества учить этому правилу. Я Артёмушке уже с полутора лет говорила: "Сначала смотрим налево, потом переходим, теперь смотрим направо. Нет машин? Тогда переходим!" Ну и про светофор, конечно же.
    Сейчас Тёма всегда знает когда и как переходитьдорогу, да ещё и меня контролирует. пару раз была, к моему стыду, ситуация, когда глубоко задумавшисб я автоматически переходила дорогу на красный свет, убедившись что нет машин. Ну, действительно - просто автоматом. иду , думаю что-то своё, перехожу улицу, и вдруг слышу: "МАМА!!! Ты что!! Не видишь что ли?! мы идём на красный!" Очень стыдно было. Стараюсь себя теперь очень контролировать.

    А ещё большая проблема в том, что не понятно, как объяснять малышу, почему взрослые спокойно переходят на красный свет. Я так и говорю: "Тема, есть люди, которые нарушают правила. Из-за них может произойти авария. Мы так не делаем, мы всегда идём по правилам, чтобы из-за нас никто не пострадал." Иногда я говорю это достаточно громко, чтобы перебегающие тоже услышали=))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инга, спасибо за комментарий!
      Да, бывает, такое, что задумаешься, и ничего кругом не замечаешь: ни светофора, ни машин. Наверное, это следствие недосыпа и отсутствия возможности подумать о чем-либо в другое время. И поэтому, думаю, ребенку нужно знать про все опасности дороги как можно раньше. Ваш Артемушка - яркий тому пример!
      Я, кстати, тоже так делаю, громко говорю про что, некоторые нарушают правила, что делать это нехорошо, и что это может привести к аварии. Собственно, так оно и есть, так почему бы не сказать:-)

      Удалить
  4. Это хорошая тема, в ней столько нюансов. Моя старшая Соня знает многие правила ПДД и даже многие знаки, на которые простые пешеходы внимание не обращают (сказывается то, что я водитель и в машине мы многое обсуждаем)

    Но помимо света светофора важно научить ВСЕ РАВНО посмотреть по сторонам, чтобы убедиться, что машины остановились и пройдя до середины посмотреть снова И НАЛЕВО И НАПРАВО!!! Это особенно актуально для больших городов. (кто сомневается, пусть посмотрит ужасный ролик, где сбивают молодую маму с ребенком, когда она переходила по правилам)

    Марин, а ты водитель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо!
      Да, я водитель, поэтому очень хорошо представляю, насколько важно ребенку знать ПДД, и 100500 раз посмотреть в разные стороны, прежде чем идти. Мы ведь и в большом городе живем, где даже на тротуаре нужно быть очень бдительным. Поэтому насчет внимательности на дороге (читай, на улице) я не замолкаю. Это, кстати, мне кажется, серьезная причина излишней нервозности людей в городах. Мы ведь даже не замечаем, как все время находимся "на стреме", чтобы не задавили, не сбили, сверху что-нибудь не упало, сумку не утащили и т.д. Про "излишне вежливых прохожих", желающих поведать тебе непреложную жизненную истину, я вообще молчу.
      А за детей когда отвечаешь, еще больше обо всем этом думаешь.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...